Что было,если бы..



     Наша страна всегда славилась людьми талантливыми и неординарными. Некоторым из них суждено было стать двигателями и душой своей эпохи. Циолковский, Кибальчич, Сикорский, Королев – эти фамилии каждый из нас знает с уроков физики.
            Первый в мире автоматический полет...
15 ноября 1988 года в 09:24 многоразовый орбитальный корабль «Буран» приземлился на аэродроме Юбилейный на Байконуре. Закончился первый и последний полет ракетоплана — несмотря на то что он был рассчитан на 100 запусков. Миссия продолжалась 205 минут, за это время «Буран» совершил два витка вокруг Земли.
     Если говорить о Буране,то задаешь себе вопрос "Как же могло так случиться, что почти пятнадцатилетний труд сотен тысяч ученых, инженеров, конструкторов, рабочих высочайшей квалификации, получивший «знак качества» в безупречном полете, оказался не востребованным страной?"  Видно было время не то ,на стыке двух эпох,когда проблемы были с финансированием.
     Что было,если бы Буран не сняли с производства,а стали эксплуатировать дальше?
"Буран"  был пристыкован к орбитальной станции "Мир". Она существовала с 1986 и была затоплена в 2001 году.  С помощью "Бурана" можно было бы спустить с орбиты станцию, которая послужила науке в три раза дольше отпущенного ей изначально срока: в грузовой отсек корабля спокойно поместился бы любой модуль…
И здесь на Земле произвести ремонт и снова с помощью Бурана транспортировать на околоземную орбиту.
Мы опередили бы США и Китай в производстве новых композиционных материалов.
Создали бы компактный ракетоплан для полетов в околоземной орбите.


Рекорды самого ракетоплана- Бурана:
-это был первый в мире полностью автоматический полет космического корабля — он занесен в Книгу рекордов Гиннесса;
-на борту не было ни одного человека: машиной управлял бортовой компьютер;
-программное обеспечение «весило» 100 Мб, а загружали его на сервер IBM System/370 с помощью магнитофонной ленты;
-система управления была для того времени невероятно умной — так, например, во время захода на посадку она приняла решение отклониться от маршрута и сменить траекторию приземления — из-за штормового ветра в районе аэродрома;
лина «Бурана» составила 34,5 метра, размах крыла — 24 метра, а высота космоплана с шасси — 16,5 метра. При этом взлетная масса изделия достигала 105 тонн с учетом максимальных 30 тонн груза. С орбиты корабль мог доставить 20 тонн груза,4500 метров- длина взлетно-посадочной полосы для «Бурана»;
-«Буран» — самый дорогой и масштабный космический проект СССР. Над программой трудились сотрудники 1300 предприятий по всей стране, и обошелся он в 2 трлн рублей (по современному курсу)

Рекорды промышленности ради «Бурана»
Благодаря «Бурану» в СССР появились многие достижения и открытия:
-для транспортировки корабля на Байконур разработали и построили транспортный самолет Ан-225 «Мрия» — самый тяжелый из всех, которые когда-либо поднимались в воздух. Ан-225 принадлежит мировой рекорд грузоподъемности – 253,8 тонны;
-чтобы защитить «Буран» от высоких температур во время полета в плотных слоях атмосферы, ученые разработали два новых материала. Первый, на основе кварцевых волокон, покрывал «Буран» в виде 40 тысяч черных и белых плиток. Второй компонент теплозащиты из углеродного композиционного материала выдерживал температуру до 1600°C: им покрыли самые нагревающиеся части ракетоплана, носовой обтекатель фюзеляжа и носок крыла;
-системы автоматического пилотирования, разработанные для космоплана, используются в современных истребителях и беспилотниках;
-именно МКС «Энергия» — «Буран» дала импульс к созданию линейки и по сей день самых совершенных в мире жидкостных реактивных двигателей;
-сотни других технологий, появившихся благодаря «Бурану», используются в различных сферах.  Если собрать все технологии и наработки советского времени и соединить с теми, которые сделаны сейчас, то Россия может оказаться первой в этой области!
      В России начали разработку нового «Бурана» – первого многоразового летательного аппарата. Это отдельный проект, реализацией которого занимается компания «ИСОН». Она является резидентом кластера передовых производственных технологий, ядерных и космических технологий «Сколково». Названия корабля пока нет. Уже имеется изображение нового аппарата. Сообщается, что многоразовый летательный аппарат будет оснащен ракетным двигателем 14Д30. Предполагаемая высота полёта – 160 км. Это беспилотный ракетоплан, рассчитанный примерно на 50 полётов. Он будет использоваться для вывода спутников на орбиту высотой до 500 км.
        Появление в России таких систем, как управляемые гиперзвуковые блоки «Авангард», свидетельствует о том, что многие технические проблемы советских лет были успешно решены.
      И хотя история «Бурана» закончилась грустно, нельзя недооценивать его наследие. Он стал символом возможностей нашей космонавтики, и многое из знаний, полученных при его создании, повлияло на другие проекты.

При создании блога использован материал из интернета.
Литература
Многоразовый орбитальный корабль «Буран». Под ред. Ю. П. Семенова, Г. Е. Лозино-Лозинского, В. Л. Лапыгина и В. А. Тимченко. М., Машиностроение, 1995.
В. Лукашевич. «Буран»: факты и мифы. Новости космонавтики № 11 (310) 2008. Т. 18.
Источники 1,234, 5, 6, 7, 89, 10, 1112,131415