Судьба Бурана




  Как же могло так случиться, что почти пятнадцатилетний труд сотен тысяч ученых, инженеров, конструкторов, рабочих высочайшей квалификации, получивший «знак качества» в безупречном полете, оказался не востребованным страной?
       В 1990 году проект заморозили, а в 1993-м полностью закрыли из-за дороговизны полетов. Запуск одноразовых аппаратов на тот момент был гораздо дешевле, к тому же оказалось, что нет необходимости доставлять в космос и возвращать на Землю грузы, на которые были рассчитаны первые «челноки»
Почему «Буран» совершил всего один полет?
В 1989 году Ан-225 доставил «Буран» на авиасалон во французском Ле Бурже. Вскоре корабль должен был совершить еще два самостоятельных полета, а затем — с космонавтами на борту. К слову сказать, последний запуск американского Space Shuttle состоялся 8 июля 2011 года. Всего за 30 лет их было совершено 135, два закончились катастрофами.
       Один полет многоразового «Бурана» обходился вдвое дороже запуска ракеты «Союз». К 1992 году планировался полет второго летного образца «Бурана» («Изделие 1.02», серийный номер 2К 11Ф35), но недостаток финансирования и распад СССР привели к закономерному финалу. В 1990 году программу приостановили, а 25 мая 1993 года Совет главных конструкторов при НПО «Энергия» им. академика С.П. Королева принял решение № 245-25/05-93, фактически закрывавшее программу.
   После «неофициального» закрытия программы началась земная история остатков «Энергии-Бурана». Первый построенный летный образец хранился в монтажно-испытательном корпусе до 2002 года. 12 мая произошло обрушение крыши, под обломками которой остался разрушенный «Буран». Второй летный экземпляр, или «Изделие 1.02», находился в особо прочном монтажно-заправочном корпусе (сооружение 80) и не пострадал во время обрушения. Корабль остался, чтобы стать главным и невольным напоминанием о программе.

Всего было построено пять экземпляров "Бурана".
Корабль 1.01 - слетал в космос. Хранился в монтажно-испытательном корпусе на Байконуре. В мае 2002 года погиб при обрушении крыши.
Корабль 1.02 - должен был совершить второй полет и стыковаться со станцией "Мир". Экспонат музея Байконура.
Планер 2.01 - был готов на 30-50%. Находился на Тушинском машзаводе, потом на причале Химкинского водохранилища. В 2011 г. перевезен для реставрации в ЛИИ, г. Жуковский.
Планер 2.02 - был готов на 10-20%. Разобран на стапелях завода.
Планер 2.03 - задел уничтожен.
     «Бурана» больше нет: в 2002 году корабль был погребён под обломками обрушившейся крыши монтажно-испытательного корпуса на Байконуре. Всё, что осталось от легендарной советской программы, — это «Буря» и «Байкал», простаивающие в ангарах, и серия габаритных макетов корабля, часть из которых стала музейными экспонатами.