«Буран» стал крупнейшим детищем «холодной войны», хотя изначально разрабатывался как для военных, так и для мирных нужд. В соответствии с программой «Энергия Буран», космический корабль должен был уничтожать военные корабли и баллистические ракеты США при помощи лазерного или ракетного вооружения. Основные задачи комплекса заключались не в доставке грузов, а в возможности маневрирования на орбите, захвате и доставке на Землю грузов.
Какие задачи должен был выполнять " Буран"?
1.Разведка состояния ключевых мирных и военных объектов и местонахождения атакующих подразделений (в том числе стратегической авиации и морских ударных групп) потенциального противника в кратчайшие сроки, особенно в угрожаемый период и после начала войны;
2.Уничтожение подвижных (например, морских авианосцев) и малоразмерных целей (их размер не должен превышать радиус максимально допустимого отклонения ракеты от цели), а также площадных целей (заводы и прочие большие объекты) в короткий срок;
3.Инспекция и уничтожение спутников и других объектов в космосе;
4.Безопасная, надёжная и регулярная доставка людей и грузов на орбиту и космические станции.
Для выполнения этих задач новый космический корабль должен был обладать рядом свойств. К ним относится и оперативный выход в космос, причём на различные орбиты, чтобы выполнять задачи над конкретными точками на поверхности Земли. Кроме того, подобный аппарат сможет иметь ограниченное количество посадочных площадок, оборудованных для быстрой подготовки системы к новому пуску, что важно в предвоенный период. А это, в свою очередь, означает, что он должен уметь маневрировать в атмосфере на этапе спуска с орбиты, чтобы попасть на заданную базу с любой орбиты без длительного маневрирования в космосе. Кроме того, всё это добро должно быть достаточно экономичным, чтобы можно было использовать новую систему регулярно.
15 ноября 1988 года в 09:24 многоразовый орбитальный корабль «Буран» приземлился на аэродроме Юбилейный на Байконуре. Закончился первый и последний полет ракетоплана — несмотря на то что он был рассчитан на 100 запусков. Миссия продолжалась 205 минут, за это время «Буран» совершил два витка вокруг Земли.
Это был первый в мире полностью автоматический полет космического корабля — он занесен в Книгу рекордов Гиннесса. На борту не было ни одного человека: машиной управлял бортовой компьютер. Программное обеспечение «весило» 100 Мб, а загружали его на сервер IBM System/370 с помощью магнитофонной ленты. Система управления была для того времени невероятно умной — так, например, во время захода на посадку она приняла решение отклониться от маршрута и сменить траекторию приземления — из-за штормового ветра в районе аэродрома.
«Буран» — самый дорогой и масштабный космический проект СССР. Над программой трудились сотрудники 1300 предприятий по всей стране. Работу над проектом развернули в 1976 году — чтобы дать достойный ответ американским Space Shuttle, . Обе космические программы развивали в первую очередь на случай «звездных войн»: подобные корабли смогли бы выводить на орбиту системы противоракетной обороны и служить ракетоносцами.
Увы, эти наработки с "Бураном"не были доведены до конца, но всё же, в отличие от своего наследника, они дошли до наших дней, пусть и в виде многочисленных прототипов, известных под общим именем «Спираль».
Идея многоразового использования самолетоподобных космических кораблей появилась практически сразу с первыми полетами в космос. Начиная с конца 1950-х годов несколько КБ разрабатывали крылатые аппараты классической самолетной схемы, способные подниматься на большие высоты и выходить в космос. Развивались как управляемые пилотами, так и беспилотные направления. Безусловно, особенный интерес вызывало военное применение космопланов, так как предполагалось, что противостояние США и СССР в скором времени распространится и на космическое пространство.
История проекта «Буран» все же вдохновляющая, хоть и с острым привкусом горечи. Это свидетельство наших инженерных и технологических возможностей — по целому ряду параметров проект непревзойденный и не повторенный. К тому же реализованный в доцифровую эпоху, что просто потрясающе!
И еще один фундаментальный урок «Бурана». Мы сегодня, как всегда, сильны задним умом, росчерком пера записывая эту линию освоения космоса в тупиковые. Но нельзя все просчитать заранее, нельзя понять, пока не попробуешь. Это закон инноваций. Надо пробовать, надо стремиться вперед, отдавая должное страсти, вере и самоотверженному труду огромного числа людей, участвовавших в этом замечательном деле.